+7 985 921-74-72
Быть женщиной. Возрождение традиции.




У вас незнакомое лицо. Попробуйте ввести пароль или зарегистрируйтесь.



Главная / Психология и психотерапия / Личностные трудности (страхи, неуверенность, недовольство собой) / Рычаги воспитания. Положительное подкрепление


Для всех, кто хотел бы потренировать свое родительское мышление в направлении более частого использования положительного подкрепления.
Напоминаю.
Мы связываем некое действие другого человека с положительными ощущениями и эмоциями, благодаря чему подобное действие стремиться к повторению. Например, просим мужа подарить цветы, он подарил, мы демонстрируем благодарность, это положительное подкрепление, увеличивающее вероятность повторного дарения цветов. А ожидание того, что муж сам догадается подарить цветы, относится к ситуации, когда мы живем в забавных иллюзиях о жизни, о том, что и кто кому должен. Положительное подкрепление позволяет формировать нужное поведение. Просим цветов, он дарит, подкрепляем (не обязательно только благодарностью, можно и каким-то блюдом, можно обеспечить его часовой игрой в компьютере без приставаний жены и ребенка, можно почесать его в любимых местах — мозги стоит натренировать на то, чтобы легко придумывать подкрепляющие стимулы), снова просим, он дарит, подкрепляем, снова просим и уточняем, какие любим, дарит, подкрепляем, подарил сам спонтанно, подкрепляем, подарил еще раз сам, подкрепляем, подарил, видим, что поведение сформировалось, теперь надо подкреплять не каждый раз, а время от времени, и начинаем формировать другое поведение.Просим, чтобы закрывал крышку унитаза, закрыл, подкрепляем и т. д.
Предлагаю вспомнить в своем опыте побольше примеров положительного подкрепления в разных ситуациях. Когда получалось лучше и почему. Как Вы использовали подкрепление, как его использовали с Вами. Сейчас для участников нашей конференц-тренировки время обмена опытом.

02:44 23.01.2010, ИгорьГожий



мы говорим о положительном подкреплении вообще? если говорить про взрослого человека, то тут можно найти ЧЕМ угодить, а если мы говорим про маленького ребенка? я только целую и восхищаюсь — как МАМЕ нравится, как МАМА гордится. но я его часто обнимаю и целую просто так — является ли это подкреплением? моя знакомая хлопает в ладоши и говорит — браво-браво!!!
02:57 23.01.2010, tosha



Ура! начало разговору положено.
Я бы предложил говорить вообще о подкреплении, так как здесь важна привычка подкреплениями мыслить. А затем и о частностях поговорить. Когда просто обнимаете и целуете это очень правильное и ценное безусловное психологическое поглаживание. А подкрепление должно быть за какой-то поступок. И важно, чтобы оно слегка отличалось от обычных обниманий-целований. Хлопание и браво — это хороший пример.

03:36 23.01.2010, ИгорьГожий



У меня когда ребенок училсяучился ходить на горшок, я на каждое попадание хлопала в ладоши и кричала "браво". Причем делала это наверно так эмоционально или весело, уж не знаю как, что ребенок стал в итоге садиться на горшок каждые 5 минут, выдавливать туда несколько капель , холопать и кричать себе браво, т.е. без моего участия.
04:47 23.01.2010, Murka



Отличный пример
06:55 23.01.2010, ИгорьГожий



У меня тоже пример подкрепления, хотя мы еще малыши совсем)). Когда делаем в раковину или когда есть какие -то новые движения, говорю "Молодец!!» очень радостно и бурно. Дочка улыбается — такая маленькая а уже понимает, что ее хвалят — молодец))))).
09:09 03.02.2010, КИра



Хороший пример, Спасибо.
10:11 03.02.2010, ИгорьГожий



Только ребенок по-моему превратил мое подкрепление в игру. и все обучение на этом закончилось. Сейчас учимся ходить в унитаз, и я разрешаю ему после каждого пописа самостоятельно спустить воду. Это его больше стимулирует. но это уже не подкрепление, а баш за баш.
07:08 23.01.2010, Murka



Если спускание воды для него является интересным процессом, то становится положительным подкреплением.
07:11 23.01.2010, ИгорьГожий



Да, но это озвучивается заранее и не является неожиданным.
07:21 23.01.2010, Murka



Значит положительное подкрепление + предварительный пегеоворный процесс. Все равно отличный пример.
08:35 23.01.2010, ИгорьГожий



Я сына, если сделал что-то, что мне нравится, кружу или подбрасываю вверх. Иногда, правда, и просто так, но не часто. А еще мой сын, когда я прихожу забирать его из садика очень рад меня видеть, и вместо того, чтобы сразу начать одеваться от переизбытка чувств начинает носиться по раздевалке, причем продолжаться это может довольно долго, иногда час (догадываюсь, что и это поведение, я чем-то подкрепляю). Вот, в последнее время, как только он усаживается ко мне на колени, чтобы начать одеваться, выдаю ему любимую конфету. Он ее трескает, я его одеваю. Хочется, чтобы одевался сам, потому что умеет, но это пока для нас высший пилотаж. Вообще, не пыталась целенаправленно сознательно формировать поведение ребенка. И для меня достаточно сложно пользоваться положительным подкреплением. Ну то есть я знаю, что для моего ребенка/мужа приятно=может являться положительным подкреплением, но есть инерция, привычка вести себя по другому. И если с ребенком естественно радоваться его успехам=подкреплять желаемое поведение, то с мужем, например, вымытая посуда/забитый гвоздь и пр. воспринимаются как нечто само собой разумеющееся и не подкрепляюся, а, наоборот, несделанные те же вещи очень бросаются в глаза и часто на автомате вызывают отрицательную реакцию. Сила привычки?
05:23 23.01.2010, urakanikuli



Мы натренированы замечать ошибки и недоделки, вместо сделанного. Как раз такое мышление я и предлагаю слегка перестроить.
07:00 23.01.2010, ИгорьГожий



может ли положительным подкреплением для ребенка быть, например, что-то сладкое? или просмотр мультика? или что-то подобное? или это уже подкуп?
я всегда восхищаюсь, радуюсь, обнимаю-целую, говорю, что горжусь, как я рада,что дочь делает то-то и то-то.

03:50 23.01.2010, ter4ik



При подкреплении мы не обещаем что-то приятное взамен нужного нам поведения (это обмен услугами или уступками), а соединяем приятное с поведением. Соединяем неожиданно для человека.
04:13 23.01.2010, ИгорьГожий



По большому счёту подкрепление — это и есть подкуп. В хорошем смысле этого слова.:) Я вот больше всего опасаюсь, что в какой-то момент те штуки, которые я использую для подкрепления (например, в отношени ребенка — аплодисменты за особые заслуги :) при частом применении потеряют свою ценность. Как почувствовать эту грань, когда стоит уже остановиться в подкреплении? И ещё, не приучим ли мы ребёнка ждать и искать этих положительных реакций постоянно? Не сформируется ли зависимость от знаков восхищения и любви. Вот что меня волнует :)
04:02 23.01.2010, s_veta_lana



вот кстати тот же вопрос про зависимость от знаков восхищения. у меня есть примеры, когда дети и уже совсем не дети, а взрослые дяди или тети, ждут именно восхищения и возношения на пьедестал… если честно, раздражает страшно…как избежать такого?
04:37 23.01.2010, ter4ik



Речь идет, наверное, о нарциссическом характере. При его формировании нет восхичения в нарциссическую фазу — до 2-х лет, и остается эта потребность неудовлетворенной, взрослый пытается ее всю жизнь удовлетворить. Есть мнение, что при неразвитости родительских чувств мама может мало обращать свое восхищение на ребенка в первый год, полтора, а когда малыш становится забавным, восхищается им как забавной игрушкой (при этом формируется истероидный характер) — ребенок привыкает получать психологические поглаживания за свою забавность.
07:09 23.01.2010, ИгорьГожий



А если взрослый человек не то чтобы каждый раз ждет похвалы и восхищения, например, за хорошо сделанную работу, а ему необходимо хоть иногда слышать одобрение? Если одобрение или просто внимание к его работе будет являться очень хорошим стимулом двигаться дальше с большим энтузиазмом, это нормально? Или тоже в детстве не доодобряли или наоборот переодобряли?
11:36 23.01.2010, mageta



Нормальный человек как раз в большинстве случаев ждет похвалы и одобрения. Другое дело, что они не жизненно необходимы. Но потребность в одобрении как раз нормальна.
11:59 23.01.2010, ИгорьГожий



мне кажется это от обратного эти дяди и тети недополучили восхищения в детстве. хотя может и сформировалась привычка делать за похвалу. говорят же, нерекомендуется хвалить ребенка, кстати у нас говорящяя азбука — и там если ты правильно нажимаешь кнопку говорят -МОЛОДЕЦ!!!! сын ужасно радуется, а я боюсь, что как раз сформирую привычку делать все за что-то, а не потому что интересно и весело.
05:02 23.01.2010, tosha



Азбука построена на принципе положительного подкрепления. Если ребенку интересен процесс обучения, то сам этот интерес становится подкреплением, поэтому потребность в дополнительных снижается.
07:14 23.01.2010, ИгорьГожий



Интересно. А нашей дочке одно время очень нравился звук "ува-ува-ува", который издает эта азбука, если ошибаешься.:) Она специально неправильно нажимала и радостно смеялась.
11:29 24.01.2010, sidorovakoza



не много не в тему)) а что за азбука такая и где брали?
06:46 18.02.2010, videostrany



Не могу молчать. Не советую эту азбуку. Нам года в 2 подарили такую Ну, мы повесили ее и ребенок выучил все буквы, все называл именно так, как в азбуке, т.е. "эм", "эн" и т.д. Сейчас, когда на занятиях начали учить читать, он выдал вместо ма-ма — эма-эма. Теперь объясняем, что к чему, сложно.
08:22 19.02.2010, Marishka



Отвечу за Олю :) http://www.znatokonline.ru/28
Цена в районе 500 р.
14:21 18.02.2010, tanichka



Забавно. Или не продуман звук, или дают возможность не бояться ошибок.
11:25 25.01.2010, ИгорьГожий



А почему, кстати, не рекомендуется? Мне нравится то, что ты сделал/ты сделал красиво/хорошо/здорово. Вот если ты что-то сделал и ты хороший, это, наверное, не совсем правильно.
05:26 23.01.2010, urakanikuli



не рекомендуется хвалить самого ребенка. типа — молодец! а хвалить действия ребенка — нравится как ты сделал, как сам оделся, и пр… очень даже надо :)
05:32 23.01.2010, tosha



Ойойой, а я часто говорю молодец, и говорю с момента его рождения)), как-то просто частое у нас слово, нечего особо не подчеркивающее. Я как раз думала, что это из разряда того восхищения, которое мама обеспечивает ребенку. Как-то я не очень поняла, чем это чревато?
08:25 23.01.2010, sasha



Когда поведение сформировалось подкрепления не нужны каждый раз. А только время от времени. Поэтому и ценности не потеряют. А зависимость не сформируется, если помимо подкреплений есть наше безусловное принятие: обнимаем просто так, — тогда нет голода по положительным переживаниям.
04:16 23.01.2010, ИгорьГожий



если говорить про подкрепление вообще — то, наверное, как на войне все средства хороши, если тебе надо чего-то от кого-то добиться и тут работает все что угодно от восхищенного хлопанья глазами до ужина с эротическим представлением. но в отношении ребенка, а особенно маленького ребенка — я никак не пойму как это должно работать. "покупка" даже в виде положительного подкрепления мне неприятна — даже когда ты не просишь сделать за условно шоколадку, а даешь эту шоколадку как дар небес — наверное, это сработает. и потом в надежде получить шоколадку он будет делать это снова и снова, но мне такой механизм в отношении ребенка не нравится. остается только похвала или что-то еще есть?
06:29 23.01.2010, tosha



А похвала относится к такой же покупке. Да и практически все в отношениях мы или покупаем или обмениваем (ты мне, я тебе). У Вас "покупка" и "обмен" нагружены каким-то негативом.
08:41 23.01.2010, ИгорьГожий



да действительно, видимо потому что как раз в голове был торг — ты мне это я тебе это, а не благодарность. вы ниже это написали. И вот я считаю, что мы очень плодотворно здесь пообщались — может даже лучше, чем если бы 150 примеров подкрепления написали, я так думаю:) потому что не совсем было ясно, или казалось что ясно, а оказалось,что нет — что такое положительное подкрепление. я бы еще поговорила про "неправильное" подкрепление. приведу пример знакомых- дело было давно, но произвело на меня неизгладимое впечатление. ребенку было 3–4 года, и что-то родители хотели, чтобы он сделал и предложили деньги — он с радостью это сделал и получил деньги. и вот он стал делать то что не просят и требовать деньги — я же сделал!!! давай деньги. наверное, поэтому у меня материальная благодарность в черном списке.
вчера за мытье головы предложила посмотреть (во время процесса — давай помоем голову и пойдем смотреть крота!) мультик (мы вечером не смотрим, если и просит, то герои мультфильма уже спят) — мыть голову не захотел все равно — мыли как обычно со слезами, но мультик я ему поставила. посмотрим во что это выльется :)

05:21 25.01.2010, tosha



Спасибо за комментарий. Можно подкрепить не желаемое действие, а сам процесс торга. А когда ребенок плачет и требует, например, залезть на стол, его не пускают, он продолжает плакать, его наконец пустили, то подкрепилось его умение горько плакать.
11:24 25.01.2010, ИгорьГожий



Я где то слышала, что дети легче понимают схему "баш-на баш", т.е. ты — мне, а я — тебе. Но на деле часто выходит обмен на что-то существенное, что можно взять в руки — шоколад, новая игрушка. Стоит ли придерживаться такой схемы? насколько материальной может быть похвала, чтобы не перегнуть палку — ребенок то растет, сегодня машинка, завтра ноутбук…
Я кстати, хвалю пока только аплодисментами и словами "молодец" — сыну нравится, старается еще лучше.

16:18 23.01.2010, whitegirl



Мне кажется, что чем нематериальное положительное подкрепление, тем лучше. Но при положительном подкреплении мы не столько торгуемся, сколько благодарим, если наши действия перевести на обычный язык. То есть, не говорим о том, что если ты сделаешь то-то, то получишь то-то. А просим сделать то-то просто так, потому что для нас это важно, настаиваем на том, чтобы ребенок это сделал. И чувствуем свое родительское право настаивать. А когда он это сделает, мы можем его поблагодарить — это и есть положительное подкрепление. И благодарить нужно не всегда, а только пока формируется нужное поведение. Затем переходим на подкрепление время от времени. Таким образом, нет неприятного многим базара с рыночными взаимоотношениями, а есть нормальные отношения, когда приятный для нас поступок мы не игнорируем, не воспринимаем как должное, а отмечаем благодарностью. А понятие «положительное подкрепление» позволяет расширить благодарность от простых слов «Спасибо» до самых разных приятных для человека вещей.
01:46 24.01.2010, ИгорьГожий



А мой сын дорос до ценности мнения авторитетных лиц!
У Эмиля хороший лор. Способность этого доктора находить к детям подход отношу к несомненным талантам. Как бы там ни было, у моего сына она пользуется непререкаемым авторитетом (ребенок легко отказывается от шоколадной конфеты только оттого, что "Василльна запретила", а уж как он ей нос и уши подставляет, я ваще молчу). Так вот, вернувшись после профилактического приема лора, я в присутствии сына рассказала бабушке, как Екатерина Васильевна похвалила Эмиля за соблюдение лор-техники безопасности и научение сморкаться.
Теперь, прочищая с утра носик, Эм вспоминает оценку авторитетной личности и сморкается с большим усердием.
А еще он сейчас адаптируется к садику. С утра вставать мы не можем — адаптируемся после обеда)). Торчим там до последнего ребенка и, соответственно, участвуем в уборке игрушек. В первый день, вернувшись домой я, опять же, рассказала бабушке, как его похвалила воспитательница за помощь в наведении порядка. Сын окинул быстрым взглядом комнату, нашел машинку под столом и важно убрал ее на место.
Правда, сегодня все завалено его игрушками и он ничего убирать не пытается)))

05:53 24.01.2010, MarinaT



Предлагаю следующий вопрос: в каких случаях еще можно использовать положительное подкрепление? Можно обменяться идеями.
08:43 23.01.2010, ИгорьГожий



Игорь, хотела еще спросить по теме, на будущее, но уже для более взрослых детей.
Как и с какого возраста, да и вообще надо ли поощрять работу ребенка деньгами? Работа, в смысле, помыл полы, убрался в своей комнате, получил «5» в школе или окончил четверть без троек. Многие журналы советуют поощрять такой труд деньгами, чтоб ребенок начал осознавать их ценность, вроде как его зарплата.
Я даже незнаю как к этому относиться, вроде смысл есть, но как то это непривычно что ли?

16:38 23.01.2010, whitegirl



Мне кажется, что переход на деньги вреден для семейных отношений. Семья предполагает, что что-то делается просто так, просто потому что это важно для других членов семьи (что не исключает благодарности от них). Деньги будут разрушать эти отношения. В психологической среде слышал, что этот американских эксперимент с деньгами считается неудачным.
01:50 24.01.2010, ИгорьГожий



Да, у меня сын все эти баш-на-баш оч четко фильтрует :-) не думаю, что когда-то удастся его деньгами подкрепить :-)
Все просто — говорю — съешь обед, потом будем есть ягодки. Нет, говорит, сейчас хочу ягодки. Ок, говорю, дам тебе ягодки, только что ж ты за это сделаешь? СЪЕМ ЯГОДКИ — радостно отвечает он :-)))
Вполне может, кстати, после чашки меда съесть весь суп. Хотел меда — съел меда — теперь хочет суп.
Ну и все такое.
Торг не проходит у нас.
Это я почему к теме про деньги — потому что у меня всегда было вот это странное чувство к материальным подкреплениям. Мама моя всегда оч четко говорила, даже если я спрашивала — почему ты мне сегодня подарила шоколадку, потому что я убралась в комнате? — она четко отвечала — Я шоколадку тебе подарила потому, что я тебя люблю и хотела тебя порадовать. Все. И спасибо, что убрала в комнате, теперь туда приятно войти — но это совсем отдельно от шоколадки.
Типа, ясное чувство во мне заложено, что мама любит меня независимо от бардака в моей квартире :-)))

11:45 24.01.2010, Q



Мама молодец, демонстрирует безусловное принятие.
11:24 25.01.2010, ИгорьГожий



Мы стали Темке деньги выделять (не платить ЗА что-то, это принципиально, а именно выделять на игрушки, когда обнаружилось, что каждый поход в магазин — катастрофа для родительского бюджета :)) лет с 5. Но Тема рассудительный и спокойный. Сумма была 1000 руб (так и осталось) в месяц. Плюс подарки от родных и знакомых к праздникам, сын теперь очень охотно принимает подарки в деньгах :) И покупает то, что САМ хочет. Пробовали платить ЗА дела. Не работает. Если не хочет что-то делать, то и за деньги не будет. Иногда приходилось штрафовать и лишать "зарплаты" за какие-то вопиющие поступки. И еще раз подчеркну, мы оцениваем не качество учебы (его ведь могут необъективно учителя оценить), а отношение к ней и желание учиться.
04:24 24.01.2010, линочка



Реальной тренировки не получилось у нас в конференции. Жаль. Зато можно с чистой совестью собираться за чашкой чая для тренировки «воспитательных рычагов». Надо было, наверное, день и время вначале обсудить со всеми. И требования к участникам процесса. Ну да ладно, в другой уже раз.
01:53 24.01.2010, ИгорьГожий



И зря вы так считаете, очень даже полезно. Спасибо вам большое! У меня очень четко отложилось, что такое подкрепление и чем оно отличается от подкупа.
А вообще был бы очень полезен тренинг.

07:01 25.01.2010, Murka



Я рад. Просто предполагал несколько другую форму тренировки. И думал о тренировке больше, а не об обсуждении.
11:24 25.01.2010, ИгорьГожий



я недавно придумала подкреплять успехи дочери "дай пять". Напромер она оденет кольца на пирамидку сама или музыку включит, я ей: "дай пять" и она подставляет довольная руку и я по ней ударяю.
06:58 19.02.2010, videostrany



я положительным подкреплением отучила сына кидать бумагу после рисования (у нас оч. высокая продуктивность:)) на пол.:) НО теперь он соглашается отдавать бумагу только мне :) будет кричать мама-на! папа стоит рядом, говорит- "дай мне" — фигушки :) так и будет кричать, пока я не приду и не возьму:)
00:09 02.03.2010, tosha



То есть Вы приучили его отдавать бумагу Вам? И теперь он не бросает ее, а Вам отдает?
11:29 02.03.2010, ИгорьГожий



да
02:32 03.03.2010, tosha



Отлично. По научному это называется формированием несовместимого поведения. Нам не нравится какое-то поведение, и мы, вместо того, чтобы бороться с ним, формируем поведение, которое его заменит и не совместимо с ним. Ведь нельзя бросать бумагу на пол и одновременно давать ее Вам. Можно подумать над тем, как еще использовать этот способ в других случаях.
11:08 03.03.2010, ИгорьГожий