+7 985 921-74-72
Быть женщиной. Возрождение традиции.




У вас незнакомое лицо. Попробуйте ввести пароль или зарегистрируйтесь.



Главная / Психология и психотерапия / Взаимоотношения с детьми и воспитание / Про запуталась и что с этим делать


Запуталась собственно я. Запуталась во всем, что касается старшей дочери. Даже не знаю, мои ли это проблемы с восприятием/принятием/чем то там еще относительно ре или это вылезающие косяки с воспитанием или опять таки что то еще и даже все вместе.
Ей идет 11-год.
1.Она всегда была эмоциональной, активной и тп, но последний год (с начала взросления) она стала не просто эмоциональной, а еще и какой то вспыльчивой, нетерпеливой, недовольной. Как распознать что это — действие гормонов или уже просто развязанность и проявление невоспитанности/неуважения?
2. Чем она старше, тем все в большей степени ее характер, поведение становятся похожи на ее папу (он же муж). Я не понимаю, это наследственность или просто ей проще брать пример с папы, чем с меня? Это про все — и про выражение эмоций, и вообще про реакции, и про бытовые привычки. Она как и папа никогда ничего не кладет на место, у нее всегда "творческий беспорядок", она даже дверцы шкафов перестала закрывать, (как и наш папа, это его фишка), когда лазает за конфетам/чашкой, а раньше я такого не замечала. Отсюда пример: я не понимаю как мне себя вести: у нее своя комната, она не детеныш, а человек с характерными подростковыми проявлениями (типа Мне тоскливо чего то, Ко мне не заходить, Я мечтаю, Я пишу дневник, смотрюсь в зеркало, А я красивая? и прочее). Вроде как комната ее — ее право делать там что хочет, я к ней не вламываюсь, стучусь, дневники не читаю. Но она устраивает в комнате такой бедлам, что мама дорогая! Я прошу убирать, но все это не доходит до ее мозга. Я не понимаю- то ли она не слышит, то ли не умеет/не хочет убраться, то ли у нее вообще др представления о порядке. И я не понимаю мне что — надо настаивать (а я начинаю сердится, тп) или мол ее комната — пусть будет как ей угодно?
3. Моя проблема в том, что раньше, до ее лет 8–9 я все моменты понимала. И рационально и интуитивно. Когда пожалеть, когда она обнаглела, когда надо настоять, когда не стоит. Я понимаю, что я могла и ошибаться, но была рабочая, оправданная и действенная система ориентиров, моих внутренних. Сейчас я в хаосе и потеряна точка опоры. — с утра "не лезет" едаА еще мне все труднее видеть в ней ребенка. Физически она скоро меня догонит, ее желания уже никак не детские. Но она ж еще ребенок.
Нужны советы=помощь! Очень! Скоро опять учебный год(((

05:25 26.08.2014, bagira



С Новым учебным годом! Ваш вопрос такой понятный и такой волнующий, и, вместе с этим, старый, как говорится, как мир! Я вижу в вашей ситуации очередной этап отделения взрослеющего ребенка. Это начало окончательного отделения от родителей. Взрослый человек совсем не нуждается в родителях. Есть эмоциональная привязанность, есть взрослые отношения с мамой и папой. Подросток — это уже не ребенок. Подростка мы уже не можем чувствовать также, как в 7–8 лет. С ним надо заново строить отношения. Знакомиться, как с новой , доселе неизвестной личностью. Если с чем-то несогласны — уважительно конфронтировать. Семья, в которой появился подросток- совсем другая уже семья. Это слегка похоже на то, что к вам вдруг приехал родственник, другая взрослая личность, надолго приехал,и Вы к нему присматриваетесь и строите отношения, в который будете существовать совместно. Просто, мама обычно хорошо чувствует перемены ребенка и легко приспосабливается — заговорил — уже не тот бессловестный, кризис 3х лет — самостоятельный крикун, 4 — уже тоже другой ребенок. А вот с 5–6 до 11–12 период, когда дети не очень меняются психологически. Мамы перестали быть к 11 годам так мобильны к переменам. Ну ничего, всё это хороший, здоровый процесс!
02:01 01.09.2014, * ИгорьГожий



Вот удивительно! До того как задать вопрос перечитала все что здесь есть отно-но подростков и все равно казалось что это то все ясно, но вот у меня другая ситуация). Что ж приятно знать что с ребенком все нормально. Спасибо, буду разбираться со своей головой
01:50 02.09.2014, bagira



Я пока не прочитала, что написала ММ в "своем" разделе. Напишу "что у нас":-) Ощущения очень даже знакомые. Нашему старшему почти 11. Последние года два да, выглядит как начало переходного возраста, явное начало изменений (взросления). И это замечают многие мои знакомые,у кого дети примерно этого возраста.

1. Я позволяю эмоциональность в пределах определенных рамок, когда уже переходит грань, то так и говорю, что вот так уже нельзя, такой тон — это проявления неуважения, ведь ты хочешь,чтобы я к тебе уважительно относилась? (а он очень хочет, его задевает, когда я начинаю понукать и повышать голос), то тогда и сам будь любезен.

2. "творческий беспорядок" тоже в рамках допустимого. У нас четко: в этом доме глава папа и мама рядышком, поэтому дети живут по правилам порядка, который устанавливаем мы. Я предупреждаю, что если на столе у него не будет порядка, придет помощница и уберет на свой манер- чаще работает) Вещи разбросанные терпеть не могу (но и муж аккуратист в этом плане), поэтому сначала терпеливо напоминаю, но предупреждаю, что скоро будет уже не так вежливо:-)

3. Да, бывают и такие ощущения. Но как-то со временем перестраиваешься, приходит понимание ситуации и уже нет ощущения, что ничего не понимаешь и теряешь какую-то нить.

А ещё поняла, что на него оч действуют ввернутые в нужный момент даже не похвалы, а какие-то акценты на его нужности/полезности. Сходил в магазин — ой, спасибо! ты мне оч помог, я как раз обед приготовила. Я период предлагаю сыну мыть посуду, а когда он бухтит, говорю, что каждый в семье делает для других что-то полезное: вот папа деньги зарабатывает (думаешь охота ему каждый день в Мск мотаться?), я дома кашеварю/убираюсь/вашими кружками занимаюсь (а может, я хочу целый день с книжкой валяться на диване), значит и дети что могут — делают.

Эх, а у нас так вообще 5й класс, в голове хаос, но пока решила посмотреть, что будет…

10:47 28.08.2014, Geba



Предпоследний абзац- прям с нас списано:)
23:41 28.08.2014, bagira



я понимаю, что не мне, тк в этом разделе, но просто не могу не напомнить, что с 12 лет девочки — взрослые. к взрослому нельзя входить в его комнату и принимать близко к сердцу его бедлам. ну и тп, но это все не здесь
10:34 26.08.2014, Myriamm



А я не понимаю, как можно жить в постоянном дискомфорте… В 11 лет еще можно и нужно "строить" подростка так, как тебе удобно. При этом , разумеется , уважая личность. Потом уже будет поздно. Над собой работать можно и нужно, но в разумных пределать… ИМХО, конечно. Опыт пока небольшой, но считаю, удачный)
02:51 28.08.2014, Murka



Так вот не получается строить этого подростка. Получается только ругань. Потому что с др стороны стоит не ребенок, и это очень четко чувствуется. А верите, мы с дочерью до этого веселого времени практически никогда не ругались! Как то вот получалось мне найти подход к ней, а она со своей стороны прислушивалась, и всегда мы могли все решить.
05:00 28.08.2014, bagira



Ну не так-то уж и страшно поругаться иногда. И бояться этого не стоит. Иногда даже полезно бывает обоим сторонам.
А ощущение того, что ребенок уже не ребенок придет постепенно. Тогда, когда начнет демонстрировать по-настоящему взрослое поведение , а именно , умение брать на себя ответственность. Вот его всегда нужно замечать , одобрять и положительно подкреплять.

11:25 29.08.2014, Murka



я же не говорю, что надо отменять границы, установленные в вашем доме. я говорю, что со взрослыми другие интонации, правила и другие отношения в основе общения, чем с детьми. и что выработка этих отношений и интонаций — твоя задача. и как обычно — когда от тебя требуется (по возрасту или другим изменениям обстоятельств) менять привычные инструменты строительства отношений, а ты сразу не понимаешь или не можешь, тогда и получается конфликт. поймешь, сможешь, не будет конфликта.
08:16 28.08.2014, Myriamm



Куда продублировать можно? Наверное надо со всех сторон проговорить
23:14 26.08.2014, bagira



я написала в последнем разделе
02:41 27.08.2014, Myriamm



http://www.myriamm.ru/forum/? forum_id=169&topic_id=11457
15:10 27.08.2014, Myriamm



и 1 пункт — это конечно гормоны. им очень плохо сейчас- подросткам, очень плохо. у нас была большая лекция про это на курсе сертификационном — что у них там в связи с прогестероном в теле происходит и как им крышу сносит, как они вообще выживают — непонятно. очень важно, чтоб спали ночью, именно ночью, в темное время, без искусственного освещения и компа, спали как дети по продолжительности, не как взрослые.
14:56 26.08.2014, Myriamm



Я помню про гормоны и про прогестерон (в соседнем разделе темка была), но а когда человек ведет себя вызывающе — может это не гормоны, может это мои слабости в воспитании? И это надо пресекать? Просто я очень хорошо вижу, где было неправильно. Но Тогда я воспитывала так как считала нужным (оказалось по сути все было правильным, но прорехи есть и я знаю где и их причину), а сейчас кажется, что все ребенкины "безобразия" вылезают как раз там, где у меня были эти прорехи. Поэтому, возможно, я резко реагирую именно на это, чувствую себя виноватой за такое ее поведение, что не учла в свое время, проворонила ну и далее в таком духе. Так это точно гормоны?? Или в любом случае надо реагировать с позиции презумпциии невиновности, те этих гормонов?
22:35 26.08.2014, bagira



с вашим чувством вины и материнской неуверенности вам разбираться без связи с ее поведением — вот уже одно из направлений вашей работы над собой. тк оно причина вашего дискомфорта, а не ее поведение, она просто провоцирует это ваше чувство, но не она причина :)
02:42 27.08.2014, Myriamm



"С утра не лезет еда"- вообще не знаю что такое, не писала, надо вычеркнуть!
05:31 26.08.2014, bagira



Мне хочется вас поддержать. По-моему это так здорово, что вы чувствовали ребенка и все про него понимали. Я не знаю чтобы я делала в такой ситуации, но то что она в какие-то моменты ведет себя как папа- я бы это не трогала. Или пыталась бы на семейном совете это обсудить и или всем признать, что если папе можно не закрывать ящики, то и всем можно, или что у пары эксклюзив. Но это должно проговориться и все должны с этим согласится, тогда есть полное право "сердиться" если это не делается)) и требовать. В ее комнату я бы не лезла (очень надеюсь что так и будет-это я про себя надеюсь), но на общей территории вы имеете право устанавливать правила, я считаю.
11:34 26.08.2014, tosha



А я не поняла, почему последняя фраза про учебный год. Он еще больше осложнит? Почему?
Я тоже думаю, что в ее комнате — как угодно. А на общей территории — ваши правила…
Но суть ведь не в уборке? Просто есть ощущение, что она стала дальше? Может быть нужно какое-то сближение? пойти по магазинам, купить два велосипеда, вместе начать шить на кукол, пойти на взрослый кружок по лепке из глины))) не знаю, ну что-то общее?

13:00 26.08.2014, sasha



Ощущения что она стала дальше я пережила еще в начале, в первый год. Сейчас это уже не беспокоит. А про учебный год все просто. В нашей семье занимаюсь детьми я (почти полностью), значит и школа с уроками на мне. И дело не в том, что она плохо учится, здесь все ок. Но ее нужно контролировать, ей нужны рамки, без них ей плохо, она "растекается как желе", хотя быстро все может сделать. А ей не хочется, и никакие договоры по времени не помогают. А время идет и кроме нее есть младшая, есть дом, есть муж. В итоге затягивается, она сама же еще больше устает, на кружок не успеваем, я начинаю злиться-сердиться, потому что она не слушает и договоры не выполняет, начинает нудеть и мяукать. Домашние задания, необходимость заниматься, заставлять себя, выполнять обязательства — я очень стараюсь научить ее, но ничего не получается, я расстраиваюсь. Хотя конечно есть вещи которые она делает сама и я совсем это не контролирую. В общем, терпения нужно вагон, а при моем внутреннем хаосе я не чувствую уверенности.
23:03 26.08.2014, bagira



Не поняла, "не беспокоит" — в смысле это ощущение прошло, и сейчас вы знаете, что все в порядке? В первый год — имеется в виду учебы?))) Туплю я))) То есть, в целом в ваших отношениях все хорошо, и вас беспокоят только некоторые конкретные, скажем так, бытовые проблемы, типа уборки и самостоятельности в школе? Это на самом деле, имхо, просто прекрасно))) потому что по сравнению с близостью и уверенностью друг в друге это все совершеннейшие мелочи жизни)))
Как человек, у которого по жизни проблемы с самоорганизацией, могу сказать, что это действительно очень сложно — сесть за уроки (часто еще и не самые любимые), сделать все вовремя и выполнить обязательства в срок. Я сейчас уже думаю, как этому учить детей и возможно ли этому научить — потому что лично я вот не умею(((Я осознала-то что это проблема только во взрослом возрасте и пытаюсь это исправить с огромным скрипом)) Понимаю, что надо с себя начинать, и может его как-то своим примером учить что ли. Погуглите "прокрастинация"))). А если еще и с мотивацией проблемы — так это вообще очень сложная задача))), вот тут немножко обсуждали:
http://freeedu.livejournal.com/741000.html
Про порядок в доме, можно попробовать превратить это в совместную игру. Есть сообщество флай-леди, там много всяких вдохновенных постов, как так обустроить пространство, чтобы жить в нем было интереснее. Можно попытаться сделать это совместной задачей. Потому что просто так пыль вытирать — скучно, да)))
23:59 26.08.2014,



Это я была)))
00:00 27.08.2014, sasha



Про чувство- да, теперь все в порядке), а про год — это про первый год взросления (который второй год в школе)
05:57 27.08.2014, bagira



А вот я не думаю, что в "своей" комнате можно устраивать бардак (((
Мне не нужны жуки и тараканы нигде, ни в одной комнате моего дома)
Мы с помощницей не трогаем стол, полки, но то, что доступно — вытираем и убираем (
Сын ругается, но мирно. Просит не убирать. Обещает убирать сам. Но при этом — окна мыть не готов (ну, еще бы!), вся комната к вечеру в фантиках, обертках, бутылках и еще хрен знает в чем) Я не выкидываю просто так даже явный мусор) Всегда спрашиваю. Кстати, когда разбил любимый бокал и пролил сок на любимый ковер, угомонился и какое-то время разрешал убирать, то есть просто снисходительно молча на это взирал)
Границы должны быть, конечно. Но есть общие правила, которые должны соблюдать все.
Состояние "ко мне не заходить", безусловно, надо уважать и поддерживать. У нас это очень трудно (((Малышня лезет именно, когда просят оставить в покое (
То, что похожа на папу — это не пример. Это особенности характера, глубинное что-то. Спокойно надо с этим рядом жить. Не злиться ни в коем случае … Хоть и тяжело, наверное)
А учебный год, да (((((Уже совсем скоро (


13:29 26.08.2014, линочка



У нас ругаюсь не столько я, сколько папа, а я уже завожусь от того что ругается папа, хотя он сам живет так же!
23:05 26.08.2014, bagira



Мне кажется, вам тяжело, потому что весь груз и ответственность за воспитание, успешное взросление дочери вы взяли на себя. Возможно, стоит привлекать папу? У родителя другого пола в плане социализации детей больше влияния, нет? Вы можете с ним обсудить конкретные вещи, тот же порядок, например, и выработать план действий и ваши роли.

То есть папа ругается, это хорошо в целом, пусть высказывает недовольство. Но адресно (подразумеваю дочку). Не в воздух. Обычно недовольство в сторону мамы: твое дело, воспитание, действуй и т.д. Так у удобно и папе (типа поучаствовал в воспитании), и ребенку (это ж в итоге мама виновата, а не я, у которой "есть право" дверцы не закрывать и самовыражаться).
Более весомо будет для дочери услышать недовольство из уст папы. А в маме искать не вечно придирающегося надзирателя, а союзницу, направляющую, как бы это все сгладить и исправить.


01:18 27.08.2014, StepOlga



Хи-хи, даже смешно мне про себя. Я ничего не брала, мне всучили). Я б с удовольствием разделила обязанности хоть с кем нибудь. Но чего то никто не торопится. Моя больная тема. Разделить обязанности могу только с папой и делю их как можно максимально. Но это можно обозначить словом "иногда", чаще папа не тянет (те иногда папа с ней гуляет, иногда близко общаются, иногда папа незаменим и тогда я вообще стараюсь испариться, чтоб не мешать), а ежедневные дела, уроки, воспитание, разговоры и прочее по отношению к дочери (обеим) — это папа на себя не берет. Но с учетом того, что доча сама ни с кем больше не хочет сотрудничать по урокам, кроме меня, все приобрело вот такой вид. Надо отметить, что важно, — чем дочка старше, тем больше она хочет общаться и согласна на папу. Ей с ним интересно. Я только стараюсь чтоб младшая не лезла. Просто папа у нас не из тех, кто бежит домой чтоб поиграть с детьми
06:27 27.08.2014, bagira



А когда папа ругается, то он как раз ругается в воздух (не на меня, ко мне претензий нет,он сам признает, что мало принимает участия в воспитании). А я как раз и предлагаю ему пойти и свое недовольство высказать по адресу, потому что ругаться в воздух или про себя бормотать что то — это вообще на Лизу не действует, она папу хуже из за этой его особенности воспринимает и быть переводчиком я не желаю. В общем сложно
06:36 27.08.2014, bagira



А вообще, я от дочери жду элементарных навыков порядка: не разбрасывать вещи, положить на место, закрыть, если открыто, поднять, если упало и прочее. Я так делаю и ее всегда учила. Но походу бесполезно. Она делает как делает папа, те порядок не поддерживает. И если доя папы это разрешено относительно, то для дочери я так не могу 
23:13 26.08.2014, bagira



А дочь делает что-либо для семьи?
Папа вообще-то самый главный, Хозяин и проч. Делает для семьи то, чего другие не могут. И у него есть это право как бы на такие слабости.
Тут фигуры папы и дочери явно неравноправные, в том числе в отношении этих дверок и поведения по аналогии. Она делает что-либо для дома? Есть ли какие-то вещи с ее стороны, которые облегчают жизнь другим? Получается, у нее одни права, а где обязанности? …
Что позволено Юпитеру, не позволено быку.

01:30 27.08.2014, StepOlga



Обязанности есть, но сейчас это все опять таки, тяжело идти стало. По тыще раз сказать, еще тыщу повторить. Выматывает очень
06:03 27.08.2014, bagira



Лена, мне хочется тебя обнять! и поддержать!
У нас со старшим прошлый год тоже непростым был, поэтому очень понимаю твои слова о потере точки опоры.
Мне кажется, что самое важное для вас сейчас — это сохранить отношения! Сохранить всё то теплое-доброе-девчаче-материнское что у вас накопилось! Не растерять это! Не разбазарить этот клад добиваясь осуществления мелких сиюминутных требований и нужд.
А если попробовать тебе разобраться, чего ты сама хочешь? Например, порядка в доме, или чтобы тебя слушали беспрекословно, или чтобы дочка была отличницей-помощницей?! А дальше искать опору в своей цели? Мне кажется, что сейчас целью должно быть сохранение и поддержание отношений. Потому что если они будут сохранены, то всё остальное, что на какое-то время может быть уйдёт (порядок ли, пятёрки ли), а может и не уйдёт, оно со временем вернётся. И уже если разобравшись со своей целью, ты потом решишь сама наводить порядок в комнате дочки, или не решишь его наводить — это всё будет предпринято тобой от силы, а не от слабости. Но это я так думаю.
Удачи тебе! Ты не одна!

14:04 27.08.2014, Veronica



Спасибо, Вероник). Да, сохранить отношения это главное, все остальное преходяще.
23:39 28.08.2014, bagira



Да, отношения — невероятно важно! Такая тонкая грань между поддержанием необходимого маме порядка и самостоятельной жизни подростка (
Я для себя установила критерии. Например, в течение дня не обращаю внимания на разбросанную по комнате одежду. В 9 контролирую выключение компьютера и если бардак, то спокойно убираю сама. Я знаю, что если бардак останется на диване до момента застилания дивана, то он переместится на стул, свисая по краям. Мне это не нравится. Я все развешиваю, раскладываю — но не сразу, потому что днем сын говорит, что уберет сам) К 9 не убрал — ОК, теперь я имею полное право разбирать все сама) И мне спокойно, что не убрано днем — я знаю, что либо уберет сам, либо я — вечером. Есть четкая временная граница)

22:05 27.08.2014, линочка