+7 985 921-74-72
Быть женщиной. Возрождение традиции.




У вас незнакомое лицо. Попробуйте ввести пароль или зарегистрируйтесь.



Главная / Психология и психотерапия / Взаимоотношения с детьми и воспитание / лень


Мы тут разговорились с нашей преподавательницей с развивалок. При всех ее огромных достоинствах, некоторые ее методы мне не очень нравятся (но, к ее чести, она их не очень навязывает). В частности, она говорит, что с ребенком надо периодически заниматься "через не хочу" с самого раннего возраста. Мотивирует это тем, что иначе разовьется лень. Как вы думаете, когда и как появляется лень у ребенка?
00:10 27.07.2009, Lesley



Варя, мне кажется, лень — это наша национальная особенность :))
01:58 27.07.2009, Женя



Ага, и целенаправленное искоренение лени у молодого поколения может быть чревато потерей национальной самобытности!
11:41 27.07.2009, s_veta_lana



да, я совсем недавно читала, что, кажется, у вьетнамцев даже такого слова в языке нет:) Тогда иначе сформулирую вопрос: когда и как с ней надо начинать бороться? Начинать, понятно, надо с себя — но достаточно ли этого?
02:24 27.07.2009, Lesley



А давайте тогда разберемся, что такое лень. Мне кажется, что лень — это отсутствие правильной мотивации. То есть человек не видит причины, по которой он должен сделать то или иное. И получается, что лень у малыша — это неспособность родителей, учителей и прочего окружения донести до ребенка целесообразность действия.
Ну, не понимает Тема, зачем надо на столе убирать. Да, беспорядок, сам найти ничего не может, карандашные очистки вперемешку с тетрадками, учебниками, фломастерами и игрушками из оригами :) Но я хоть в лепешку разобьюсь — толку-то нет. Ему НЕ НАДО. Это не лень, мотивации нет :(Мы пока в поиске :)

09:38 27.07.2009, линочка



Не, лень, это когда на столе грязно, и мне это не нравится, и раздражаюсь, что ничего не найти, а вот убрать — не хочется. Лень убираться :)
10:20 27.07.2009, Tatyana



О! Тогда это мне незнакомо :(Меня если что-то бесит (неубранное-неприбранное), то я это вжжик и делаю! Я и не предполагала, что так может быть… Когда бесятся и не делают :(Но ведь все равно можно придумать массу способов: попросить другого, назначить себе крайний срок сделать дело, наградить себя за сделанное, ну, еще куча всякого. Тогда получается в Вашем случае лень — неспособность СЕБЯ замотивировать :)
10:29 27.07.2009, линочка



лень — это когда всё лень, особенно лень себя мотивировать :)
11:36 27.07.2009, s_veta_lana



Ну, это я образно описала, конечно :)
Но да, это нежелание делать что-то при полном осознании, что это делать нужно.
Согласна, вопрос самомотивации :)

11:18 27.07.2009, Tatyana



Мне ближе взгляд на лень как на отсутствие мотивации. В нашей культуре многие вещи привычно считаются неприятными, к ним нужно себя принуждать. Например, работа. То есть лень может быть культуральной установкой. У Лендлофф хорошо написано про отношение индейцев к работе.
Кроме того, я обратил внимание на то, что чем больше от человека требуют, формируя при воспитании ответственность, тем более ленивым он становиться. Можно четко отделить людей целеустремленных от ответственных. У целеустремленных на первом месте «Хочу», а «надо» подчиненно этому «хочу» (надо, потому что хочу того-то). У ответственных на первом месте «Надо» и тревога. И когда не надо что-то срочно делать, то ответственный ничем не мотивирован и лежит на диване. А когда у него зашкаливает тревога, то и когда «надо» старается не делать или болеет. Бывают еще работоголики, но это другая история.

11:56 27.07.2009, * ИгорьГожий



Да, вспоминая недавнюю тему про японцев, мне кажется, что их способность к самодисциплине во взрослом возрасте как раз и формируется потому, что в детстве детям попустительствуют и не наседают на них. У детей не формируется "клинов" и внутреннего сопротивления дисциплине.

И все-таки, Варя подняла очень интересную тему. Если ребенку интересны занятия (групповые, индивидуальные, рисование, лепка, музыка и пр.) в любом виде — должен ли родитель максимально нагружать ребенка занятиями (ровно до той минуты, когда ребенку это перестает нравиться)? Должен ли родитель постоянно занимать ребенка, если тот с радостью соглашается? Одна моя подруга, например, занимается с дочкой просто постоянно, целый день (дочке два года), при этом дочка пока что очень самостоятельна, сама кушает, одевается и пр. Нельзя сказать, что она зависима от мамы и без нее ничего не может придумать. При том, что подруга (видимо, интуитивно следуя теории зоны ближайшего развития или что-то в этом роде) постоянно при дочери и сначала все делала за нее. Теперь дочь сама отстраняется от мамы в вопросах самостоятельности (сама хочет лазать, кушать и пр.).

Есть ли какие-то теории или критерии того, сколько нужно заниматься с ребенком? Помню, тут на форуме приводился пример, что мама должна заниматься с ребенком полчаса, а остальные полчаса он должен занимать себя сам. (Кажется, это была юзер ivirina.)

Пожалуйста, не придирайтесь к тому, что я часто использую "мама должна", "ребенок должен" — я просто хочу узнать, есть ли какие-либо рекомендации на этот счет. Понятно, что нужно прислушиваться к своему ребенку и все такое.

06:06 28.07.2009, tanichka



мне кажется, что с японцами не все так просто. их тип воспитания, очвидно, не всем культурам подходит. Со мной учился 1 японец. Этот человек пару лет учил русский в Японии, еще год в Москве — говорил, читал без проблем, никак не хуже, например, грузинских студентов. На первом курсе в первую сессию сдал 1 экзамен (моими силами) остальные завалил и на пересдачи даже не явился. Короче, не дожидаясь второй сессии подал на отчисление. Я тогда подумала, что японец такой случайно попался, но оказавшись на отвальной вечеринке, где основной народ был из его "иностранного" общежития — человек 30 в общей сложности, обнаружила, что из еще 3х японцев, что там были ни 1 не перешел порога 5й сессии. Все мароканцы, зимбабвийцы, поляки и итальянцы худо-бедно, но учились, и только японцы дружную гурьбой шли на отчисление. Причем все по одной глобальной причине — не справились с предложенной свободой, мало в нашей стране внешней организации деятельности. Я поделилась своим наблюдением с дамой из "иностранного" отдела факультета и она заверила меня в том, что Нубору (мой однокашник) на фоне памятных ей японцев, а она к тому моменту в этом отделе лет 15 проработала, был еще прилично самоорганизован — он хотя бы на эти экзамены приходил.

12:22 31.07.2009, MarinaT



Интересно про японцев. Все же мне кажется, что, может, диагноз "не справился с предложенной свободой" не совсем верен.
Кто их знает, почему они так относились к учебе. Возможно, они не могли принять того, что у нас дистанция между учеником и преподом гораздо меньше, чем там, что наши студенты не только не кланяются учителям, но могут вообще прогуливать лекции (отсюда у них возникало неуважение к учебе и пр.).
Вспоминаю пример из какого-то учебника по соц.психологии. Там японский психолог (известный какой-то, но не помню кто :)) после долгого пребывания в Америке рассказывал японским студентам какого-то престижного ВУЗа про общественные отношения в Америке. И все в один голос говорили типа "не может быть такого, чтобы умные люди могли так поступать". Речь шла о противопоставлении коллективизма (пример — Япония) и индивидуализма (пример — США) как основы культуры.

Возвращаясь к вопросу о лени, вспомнила, что В.Леви (кстати, автор книги Лекарство от лени) писал, что "одолеть лень можно, только поладив с самим с собой". Т.е. получается, что лень — это результат внутренних противоречий.

Мне кажется, если действовать "через слезы" — как раз лень обеспечена в будущем как сопротивление любому "надо".

14:54 07.08.2009, tanichka



Спасибо за высказанные мнения! Наконец все в голове уложилось.
13:06 09.08.2009, Lesley



Не сталкивался и не задумывался над этим. Если что-то будет интересное про такие критерии, напишу.
12:07 28.07.2009, * ИгорьГожий



и физкультура… Все помнят размеры моего сына?:) Вот, собственно, преподаватель говорила, что надо заставлять его двигаться через не хочу, в т.ч. через слезы.
11:00 28.07.2009, Lesley



Ой, не могу молчать! Меня, прямо передернуло от предложения этого "преподавателя":(

Можно, конечно, и через слезы, но поможет ли — вот в чем вопрос?!
Помню в школьные годы меня заставляли учить стихи по школьной программе (литература, это тебе не физкультура, конечно, но аналогии провести можно). Так вот, думаю, по этой самой причине, я до сих пор не люблю стихи, наверное, не вспомню ни одного стихотворения, короче, с памятью у меня всегда были проблемы. Гораздо лучше воспринимаю печатное слово. Так, кому стало лучше от того, что заставляют что-то делать через слезы?
Не мучайте ребятенка! И гоните в шею такого преподавателя! А он у вас еще совсем мал- будет больше двигаться, вес сам уйдет.

04:37 29.07.2009, Marinera



А меня первый муж гонял через слезы каждое утро бегать и всю зиму — кататься на лыжах. С мужем в конце концов развелись:))), но за спортивную форму и проснувшуюся-таки любовь к движению я ему благодарна.
04:49 29.07.2009, Lesley



Мне кажется, что это все-таки другое…
Одно дело- воля к победе, стремление к каким-то результатам в спорте, и зачастую в профессиональном спорте так и бывает, но уже в более или менее осознанном возрасте, и другое дело -парня 1, 5 лет заставлять двигаться через слезы!

05:31 29.07.2009, Marinera



ну вот я и не заставляю через слезы… Но, собственно, на это она мне и говорила, что лень развивается. И об этом я и спрашиваю: как она развивается и когда
02:29 30.07.2009, Lesley



Угу, это как раз и не ясно :(
02:44 30.07.2009, Tatyana



Игорь, как точно Вы описали "ответственного"!
Прямо портрет :(((
Это поддается изменению? Можно ли перестать быть "ответственным" и стать "целеустремленным"?

12:31 27.07.2009, Tatyana



В психотерапии используется такое понятие как "разрешение". Человек с помощью психотерапевта учится разрешать себе быть не идеальным, не делать работу на 100%, лениться и т. д.
12:37 27.07.2009, * ИгорьГожий



Ох… Так вроде и когда себе разрешаю лениться и не делать что-то, все равно "не захачивается" потом :)…
Не всегда, конечно. Иногда бывает достаточно выждать какое-то время, чтобы соскучиться по работе.
Но в работе это реально напрягает. Проболтаешься пару дней, рецепты в сети почитаешь кулинарные, а работа-то стоит…
Совесть просыпается и говорит:"А вот подумай, сколько бы ты за эти 3 дня могла сделать?»
Хотя… когда в школе училась, такого не было… Всегда со рвением и интересом :). А потом, похоже, да не похоже, а точно, переутомилась очень…

12:43 27.07.2009, Tatyana



Тут все чуть тоньше. Обычно ищутся запреты, которые стоят в основе ответственности или лени. Те, которые были даны в раннем детстве. Они у каждого свои. Когда я писал, я думал о своем клиенте. У него была установка, что работа должна быть всегда сделана на 100%, иначе охватывает стыд (и страх,что разоблачат его и начнут стыдить). А так как иногда он не мог ее выполнить на эти 100% (обстоятельства такие), то у него просто опускались руки, и он готов был вообще ничего не делать (и заболеть). И все время винил себя за лень, что не может взять себя в руки. Вот ему как раз и надо было разрешить себе лениться. Но, конечно, не только. А прежде всего, разрешить себе быть иногда "плохим".
12:53 27.07.2009, * ИгорьГожий



Этот процесс похож на то,что происходит при воспитании, когда ребенку родитель разрешает не переживать из-за контрольной или из- за двойки. А в более раннем возрасте разрешает быть счастливым, радостным, ползая по полу. В этом возрасте разрешает просто собственным отношением, без всяких слов. Вид родителя говорит о том, что в этом мире можно радоваться без всякого повода, просто потому, что ты можешь двигать руками и ногами.
12:41 27.07.2009, * ИгорьГожий



Да, я понимаю…
Но вот в реальной жизни как? Ведь есть обязанности и обязательства. Нужно делать отчеты и представлять результаты своего труда. Не скажу, что их слишком много, но есть.
А если позволить себе лениться, то что-то будет сделано в последний день и сделано слабовато (2–3 недели не наверстаешь)…:(
К сожалению, даже если и не позволять лениться, порой все равно никак не получается. Ну, вот не получается и все заставить себя думать! Упирается там все в голове руками и ногами…

Так и получается, что работаешь не целый день, а лишь какое-то время… или не целую неделю, а лишь несколько дней.
Стыдно. А что делать — не понятно.

Отдыхать пора?


12:51 27.07.2009, Tatyana



Творческая лень — это очень даже полезно для производственного процесса. Пока Вы рецепты ищите, в Вашей голове идеи ценные рождаются. Не, бывают, конечно, головы, в которых только рецепты оседают. Но, если бы Ваша голова была бы такой, держали бы Вас на Вашей работе? Главное как-то во всем этом процессе уйти от чувства вины. Позволить себе полениться. А потом быстро сделать отчет за 5 минут. Ну да, не идеально. Ой, и с маленьким опозданием… Ну и простить себя за это :) Не думаю, что Вы дойдете до мироощущения Обломова. Тут особый талант надо. И особые условия :)
11:28 28.07.2009, s_veta_lana



Светлана, спасибо!
В чем-то Вы правы… Сегодня так хорошо поработалось! … С интересом :)

По-другому, без "полениться" у меня не выходит сейчас :(. Вот и приходится думать, то ли разленилась, и это плохо, то ли устала, то ли еще чего… Словно подсчитываю упущенную выгоду :)

12:05 28.07.2009, Tatyana



Осталось избавиться от чувства вины :)

Вот Вы мне доброе слово сказали, и уже легче.
Получается, что как бы требуется чье-то разрешение, чтобы полениться :)

12:08 28.07.2009, Tatyana



Конечно, нужно разрешение :)
12:28 28.07.2009, линочка