+7 985 921-74-72
Быть женщиной. Возрождение традиции.




У вас незнакомое лицо. Попробуйте ввести пароль или зарегистрируйтесь.



Главная / Психология и психотерапия / Взаимоотношения с детьми и воспитание / Как вы относитесь к крещению (обряд) детей в нежном возрасте? Да и вообще.


Давно стеснялся спросить. Зачем крестить ребёнка. Ну, понятно, если родители серьёзно верующие люди, соблюдающие все обряды, посещяющие регулярно, не только по большим праздникам, церковь и у малыша в будующем другого пути нет. Но, как правило это не так. В чём, кроме бижутерного, смысл крестика на теле младенца. Он то сейчас ничего не понимает. Зачем навязывать религию? Что за мода? Или я что то упустил и, по обыкновению, не понимаю? А ведь даже для неверующего это серьёзный обряд, суть — зомбирование. Можно мягче сказать, но сути дела не меняет. Это мантра, проведённая по законам и правильно, что то наверняка делает, а вы толком и не знаете что. Ну, может только те, кто серьёзно погружён в богословие, не думаю, что такие здесь есть.
Всё по наблюдением крестиков на детях от, наверное, 1, 5 месяцев, ну, блин, через одного. И кресты, кто во что горазд лепят.

02:12 15.08.2009, Сима



Замечательный вопрос

http://mi3ch.livejournal.com/1611821.html

ну а первый коментарий объясняет всё.
12:02 05.10.2009, Сима



да, вот еще. Старший сын был крещен в 2.5 мес по свосем другим мостивам — примерно как тут пишут, родня, "надо бы", и сами "вроде бы верим" и т.п. крест не носил. Про веру мы особо не говорили раньше, но сейчас стал бывать со мной в церкви, и я стала по чуть-чуть рассказывать что-то. Однажды сам решил — попросил надеть ему крестик и носит тепрь не снимая.
07:01 27.09.2009, oblako_snov



Почему взрослый приходит к вере чаще всего через кризисную ситуацию, страдание и т.п.? Я отвечу про себя, как это у меня было. Потому что именно в такой, кризисной ситуации — чувствует внезапную поддержку от Бога. И еще потому, что в экзистенциальной ситуации слетает шелуха неважного, и важное становится часто яснее и проще.
у меня, когда с Аленкой нашей случилась беда, отношения с Богом изменлись в один день. Я пришла в церковь в больнице — и почувствовала, как Бог меня словно обнял. И Пришла вера, горячая и искренняя, пришло понимание — душой, не головой, ну и головой тоже — тех обрядов, которые раньше не понимались — все, о чем просила и чего искала не один год.
Знаете, есть притча, очень красивая, как человек умер и попал к Богу, и Бог решил показать ему всю его жизнь в виде длинного пути на песке. И заметил человек, что почти везде рядом с его следами идет еще цепочка следов. "Это я шел рядом с тобой", сказал ему Бог. Потом человек вдруг понял, что самые трудные моменты его жизни оставили лишь одну цепочку следов. "Почему же ты покинул меня тогда, когда мне было тяжелее всего?!», с горечью вскричал человек. Бог улыбнулся ему и сказал: "Тогда я нес тебя на руках"…
Вот я могу сказать, что во все то время я просто явственно чувствовала, что Бог меня на руках несет.
И Аленку крестили мы в первый же день болезни, в реанимации прямо — я чувствовала, что это то, что я могу для нее сейчас сделать. Практический смысл тоже был — я хотела попросить молитвы за нее, в том числе, у тех людей, которые, я знаю, стали бы молиться истово и горячо, и чья молитва поддерживала меня и мою семью и раньше, но они очень "правильные", не стали бы молиться за некрещеную.
И к причастию я ее ношу, и теперь понимаю, вижу смысл и для нее, и для себя: путь ее нелегок и непрост, и причастие — то, что дает дополнительных сил, поддержку, чувство "ты не один, ты причастен к большому, сильному, светлому, что может поддержать тебя" — вот как-то так… Раньше пыталась осмыслить этот обряд, и казалось дичью: плоть и кровь вкушать, как людоеды право (прошу прощения у верующих, вот так виделось). А потом однажды почувствовала иначе: после причастия в каждом из нас плоть и кровь Христа, и это дает нам сил на наш путь: если он смог пройти свой путь, то и я смогу свой…

06:58 27.09.2009, oblako_snov



еще к вашему сообщению могу добавить, что библия говорит что Бог к себе приводит людей любыми путями, в том числе и теми которые человеку не нравятся.
12:55 27.09.2009, ElenaM



До последнего года тоже разделяла мнение "выбор должен быть осознанный, и его должен делать сам человек в сознательном возрасте, а не его родители в детстве совершать над ним насилие. вдруг он другой выбор сделает, когда вырастет". считала это мнение не только единственно правильным, а еще и очень свежим, оригинальным и лично выстраданным :)) покажите мне того, кто имеет другое мнение, не являясь по-настоящему верующим. А потому что ответа не встречаем.

Оказывается, у верующих людей представления диаметрально противоположные. и ответ давно дан:
если ты не даешь своему ребенку этот выбор с рождения, ты его как раз его и лишаешь. ты как раз не свободу выбора ему даешь, а лишаешь его этой свободы. как можно выбрать то, в чем ты не рос, и о чем ты узнаешь только мозгами, в сознательном возрасте. как можно выбирать веру мозгами и аргументами — сейчас сяду и выберу, что получше. какой нормальный человек, не оказавшийся в критической ситуации, предпочтет что-то архаичное "нормальному" современному образу жизни — где же тут свобода, если известен только один из вариантов? кто его к этому подведет, откуда он по-настоящему узнает правду, а не ту видимость, что видна непосвященным. т.е. если выберет — то совсем не то, чем оно является. и разочаруется. и будет прав.
если хочешь, чтобы у ребенка была свобода выбора, воспитывай его в традиции. тогда он вырастет — в современном мире — , и у него будет свобода выбора. Он взрослый человек, сможет уйти из традиции, но он будет знать, откуда уходит и что теряет.

естественно, я говорю позицию своей веры, нехристианской. для нас перебор картотеки богов и обрядов невозможен. Воспитание детей в традиции — важнейшая заповедь и обязанность родителей. Именно потому, что у тебя уже есть свобода воли и ответственность, а у ребенка ее еще нет — именно поэтому ответственность за его душу на тебе. Ответ на вопрос проработан 2, 5 тыс лет назад. но мне кажется, что этот ответ подходит и для внешнего использования, ибо дело в понятии свободы выбора.

и естественно, включать ребенка в какой-то из существующих эгрегоров РОДИТЕЛЬ должен сознательно. не ребенок сознательно, а РОДИТЕЛЬ должен понимать, с какой целью он это делает или не делает. не под давлением родственников и не для того, чтоб не как у меня было.
И конечно этот вопрос актуален только для четко придерживающихся какой-то веры или мировоззренческой позиции людей.

ждать, пока вырастет и сам выберет, а что я за него решать буду — вдруг не угадаю — конкретный такой пример полной неуверенности в себе и скидывания ответственности. Нельзя тогда ребенку еду готовить, лечить и игрушки покупать — вдруг он бы сам себе другое приготовил и купил, а главное — выбрал бы веру, при которой нельзя кровь переливать или не дал бы согласие на операцию. мы на то и родители, чтобы не класть на плечи ребенка то, что должно быть на наших плечах.

осознанный выбор атеизма — это ответственная честная позиция и воспитание в традиции семьи. постоянные сомнения и трусливое ожидание взросления, при том что для себя взрослого выбор уже сделал — это полная дискредитация родительских обязанностей. мы должны заботиться не только о теле и мозгах. да, это суперответственно — заботиться о душе, но вообще-то это наша обязанность. когда мы "планировали беременность", мы просили себе на содержание и воспитание не только 3, 5 кг плоти и потенциал будущих мозгов. и если душа ребенка в нашей семье не получает никакой пищи — в ней будет та же пустота, что и в наших душах, воспитанных так же.

в межконфессиональные дискуссии вступать не буду.


16:20 15.08.2009, Myriamm



Пока под удаление не попала тема или часть ветки, не могли бы внести ясность в слова:

…постоянные сомнения и трусливое ожидание взросления, при том что для себя взрослого выбор уже сделал — это полная дискредитация родительских обязанностей…

или лишь бы ляпнуть, а там и удалить позднее можно.

04:16 29.09.2009, Сима



а что непонятно в словах? по-моему пока они в контексте с ними все понятно. в такой теме ляпать невозможно. все обдумывается
06:49 29.09.2009, Myriamm



Позволю себе не согласиться по пункту выбора. Что растя в религиозной традиции мы даем выбор, а наоборот — выбора лишаем. Мы вообще-то ВСЕГДА лишаем ребенка выбора. Ребенок всегда растет в традиции семьи. Потом он в любом случае может вырасти и поменять свою жизнь — стать религиозным или стать светским. И при любом раскладе это очень сложно сделать — отказаться от Б-га или Б-га принять, все сложно. Для этого и вырастают.
Не понимаю также, о чем спор. Истинно верующие люди НЕ МОГУТ вырастить атеиста-ребенка, не могут его не крестить, не обрезать и тд. Также как атеисты не крестят. Вообще не понимаю, где проблема — растите ребенка как считаете адекватным, как сами чувствуете правильным — верите — скажите, что бабушка на небе теперь, нет — скажите, в земле лежит и из нее цветочки растут.
Я вот лично собираюсь честно в свое время сказать, что не знаю, есть Б-г, или нет. Но что имя Его всуе не упоминают, и пишется Он через черточку. Не потому, что иначе покарают, а потому, что таковы традиции моего народа.
Да, и не хотелось бы, конечно, чтоб мой ребенок выбирал конфессии. Решать есть там кто за облаками или нет — его право, но вот……
………все что написала дальше, стерла. Сообщество внутреннее надо создать — там и поделимся страхами :-)))

12:53 17.08.2009, Q



Мне кажется, идея "растить в традиции" не обязательно должна носить религиозный подтекст. Многие семьи имеют свои объединяющие ритуалы типа выпекания блинов на языческую масленицу, крашения яиц и выпекания куличей на пасху, наряжения елки на НГ, еженедельных походов, например, в парк.

Идея о родительской ответственности за выбор ребенка кажется мне небольшим перегибом.
"Ждать, пока вырастет и сам выберет, а что я за него решать буду — вдруг не угадаю — конкретный такой пример полной неуверенности в себе и скидывания ответственности"
А почему бы тогда, как раньше, не обручать детей при их рождении?
Да, вера берется не усилием ума, а усилием сердца, согласна. Но является ли верой ностальгическое воспоминание о светлом детстве, наполненном таинственными и родными ритуалами, связанными с определенной религией?

10:14 17.08.2009, tanichka



Мне кажется, для верующих семей (неважно какой конфессии) выбор просто естественен и не обязательно связан с осознанием ответственности. Мне близко то, как об этом написал о. Александр Шмеман:

"Новорожденный младенец принадлежит семье. У него нет какого-либо автономного существования; его жизнь полностью определяется и формируется — как в настоящем, так и в ближайшем будущем — этой принадлежностью. А семья — если это христианская семья — принадлежит Церкви, находит в Церкви источник, содержание и трансцендентную цель своего существования в качестве семьи. Поэтому ребенок, который принадлежит семье и в более конкретном, биологическом смысле — матери, тем самым принадлежит Церкви, есть поистине ее ребенок, уже принесенный, препорученный Богу. Получая свою жизнь от матери, составляя с нею одно целое, ребенок получает жизнь, уже освященную благодатью и открытую ее действию, так же, как оглашенного готовят к крещению тем, что "принимают в Церковь" (см. Литургию оглашенных), и еще до крещения он считает Церковь матерью и жизнью.»

Ключевое слово, действительно, семья и ее традиция. А у взрослого человека всегда остается выбор — решение родителей (в данном случае, крестить/не крестить) не приговор, крещеный человек может вырасти и стать христианином, а может пойти своим путем…
Все же крещение никоим образом не зомбирование и не мантра — просто мало кто пытается разобраться, что именно означают произносимые священником слова… Вот и кажется — бурчит что-то, а что непонятно — точно "зомбирует":) Богу не нужны зомби, Он уважает нашу свободу выбора куда больше, чем мы сами…
В моем понимании крещение — исповедание веры, акт веры — для взрослого человека, в норме крещению предшествует катехизация — где ему подробно объяняют суть и смысл происходящего. Для ребенка — это исповедание веры родителей, если в семье нет веры и нет такой традиции, но ребенка все же хотят крестить, тогда крещение ребенка — ответственность и вера крестных… Но сейчас, к сожалению, крещение стало для большинства просто модным обрядом, чтобы привлечь Ангела-Хранителя, чтобы деть не болел, потому что родственники настаивают, потому что все так делают…

Замечательная книга о сути таинства крещения (Александр Шмеман "Водою и Духом"), цитату из которой я и привела в начале лежит, например, тут:
http://www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_21.html
Сразу оговорюсь — мне было непросто ее читать, и я не могу сказать, что все поняла, но на многие мои вопросы она дала ответ. И, да, меня крестили в детстве (в 4 года) по настоянию бабушки — она и дед были из семей священников, но традиций не сохранили. Я ей очень благодарна.
12:32 17.08.2009, Света



И что делать, когда в семье нет религиозных традиций.
10:58 17.08.2009, Lesley



я — с позиции своей веры, христианской — могу подписаться под каждым словом :)
И при всей внимательности не могу найти ни одного места, где можно было бы помыслить дискуссию :)

16:56 15.08.2009, mam_ka



Мне кажется, что все мы ищем пути к истине, только ходим разными коридорами.
Я думаю, что у меня, как у большинства, простые и понятные отношения с Богом и довольно недифференцированные — с Церковью. Наверное, потому что церковь — это все-таки люди.

Что касаемо вопроса о крещении, тут если опустить мотивы людей воцерквленных (или тех, кто еще только стал на пути к воцерквлению), то наиболее распространенным мотивом крещения указывают привлечение ангела-хранителя. Некоторые, как правило, люди с довольно примитивными представлениями об ангеле-хранителе, так и говорят: "Будет у ребеночка дополнительный (!) оберег". Т.е. мотив-то, собственно, довольно суеверного характера, но те верующие, с которыми я это обсуждала, говорят, что пусть хоть так, хоть полубоком к богу обернутся, глядишь — дальше больше… понимание дальнейшей цепочки объяснений обычно выпадает за границы возможностей моего логического аппарата, но примерно про то, что крещенному человеку потом проще попасть в рай при прочих равных условиях с некрещенным (есть даже такая книжка "Мои посмертные приключения", кажется, автора не помню).
Сама я отношусь к крещению, скорее, как к культурному акту — вспомогательному звену в процессе социальной самоидентификации, если хотите. Мы живем в мире с христианскими ценностями, с христианскими праздниками, с литературой, пронизанной библейскими сюжетами и аналогичным кинематографом, с летоисчислением от рождества Христова… Исходя из этих соображений, намерена крестить своего ребенка, но попозже и, наверное, в церкви Нехалхидонского созыва.
О! Вспомнила еще один из известных мне мотивов — приятель рассказывал, что он наслушался разговоров о том, что крещение в раннем возрасте есть насилие над детской личностью и задумался об обратном. Т.е. о том, что вот не покрестит он сейчас свою дочь, она вырастет, а вдруг уверует и потом скажет, что он ей даже шанса не дал провести детство "честным человеком".

Ношение же креста, мне кажется, меньше всего связано с украшательством. Скорее, это вынесение чего-то внутреннего — чего-то не до конца уточненного или, наоборот, уточненного до конца, из-за чего слишком широкого — во вне. Оказавшись во вне, это что-то упрятанное в крестик, в данном случае (а в других — в обручальное кольцо, в наколку "вдв" на плече и тп), как бы организует духовную жизнь его носителя, ну или родителей его носителя.

Вот примерно так я обо всем этом думаю.





13:50 15.08.2009, MarinaT



Последний абзац — вообще атас. Три раза перечитывал. Очень сильно. Снимаю шляпу.
15:10 15.08.2009, Сима



означаемое и означающее. классическая проблема классической советской психологии. Короче, ни одной свежей, тем более изначально моей мысли в последнем абзаце нет. Жаль, конечно, но не всем же Выготскими быть…
18:12 15.08.2009, MarinaT



Марин, твоя последняя фраза заставила задуматься…последние несколько лет я ношу золотой крестик, не снимая его вообще… крестик, который мне сделал покойный дедушка…ношу не потому, что верю в Бога. а потому что люблю и ценю деда, это память о нем. но к вере мало отношения имеет….
13:57 15.08.2009, ter4ik



Не вижу смысла крестить ребенка, чьи родители неверующие, которого некому будет воспитывать в вере (иногда -очень редко — бывает, что тетушки-бабушки-кумушки верующие и родители им доверяют — тогда еще как-то можно понять).
Думаю, что в большинстве случаев сейчас детей крестят из соображений полушаманских — вот прочитает батюшка "мантру", и будет детке хорошо. А если "хоршо" не стало — то или поп плохой, или неправильно прочитал, или вообще — все козлы, и религия — опиум.
А по сути такое крещение — не для ребенка, а для тех, кто принял решение крестить его — без веры — кощенственно. Для ребенка — который ни в чем не виноват — все будет "как надо", говоря просторечными понятиями — припишется ему ангел-хранитель и прочие радости.

(Если что — я богословский университет закончила :) тут всякие попадаются, не надо так всех под одну гребенку…)

13:28 15.08.2009, mam_ka



вот опять противоречия…)))) в книгах и статьях про крещение детей пишут, что крестить надо, потому что не считать же ребенка демоном…)))))))
и духовным воспитанием должны заниматься не родители, а крестные, они же для этого и выбираются…

13:35 15.08.2009, ter4ik



а книги и статьи бывают на религиозные темы настолько… гм… разноообразные… что лучше, все-таки не по ним ориентироваться. А найти человека, который разбирается в теме и внушает вам лично доверие — и к его мнениям и интерпретациям прислушиваться.
Как с врачем :)
О здоровье в интернете и прессе тоже много чего прочитать можно… но ни один человек в здравом уме не отдает свое здоровье на откуп этой информации.

16:53 15.08.2009, mam_ka



ситуация, когда родители — неверующие, но допускают кого-то постороннего (крестных) до воспитания — практически нереальна :) Если родители верующие — так или иначе, ребенок воспитывается в вере, живет в ней. Благодаря родителям. Крестные могут внести дополнительную лепту, но основная забота все равно остается на родителях.
Крестные молятся о крестнике — это, пожалуй, самое главное.

Аргумент про "не демон же" — совсем не поняла :(

Растили детей, в случае смерти родителей — крестные. Да, было такое. Но это народная традиция, богословски не осмысленная и не аргументированная :)

16:49 15.08.2009, mam_ka



Мне казалось, что кресные для того, чтобы было кому позоботиться о ребенке, если его родители умрут.
13:37 15.08.2009, Ларс



вот еще одно мнение…в православных источниках читала только предназначение крестных, описанное выше. опять же я не спорю, просто вдруг перед становлением крестной, стала интересоваться темой
13:42 15.08.2009, ter4ik



Моя дочь в первые дни после родов была совсем плохая. Я и рыдала, и молилась. Дочь выровнялась довольно быстро, нало ли говорить, что мы побежали крестить, едва только стало можно.
МОжно с 40-го дня, мы крестили на 42-й. Я верю, что это ей помогает. Еще аргументы нужны?

03:58 15.08.2009, Ларс



Да, нужны ещё аргументы.
Только рыдала и молилась или была ещё врачебная помощь? А если врач был мусульманин или иудей, индус какой, не приведи господи.

06:24 15.08.2009, Сима



Да была, была врачебная помощь. Но, как позже выяснилось, большинство проблем создали сами врачи акушерским пособием в родах. Прогнозы тогда могли были всякие… И никто ничего не обещал.
Меня поймут мамочки, чьи детки после рождения лежали в реанимации. Остальные могут и не понять.

10:48 15.08.2009, Ларс



Прости, что говорю о неприятной в прошлом, конечно, страшной ситуации. Понятно, что ошибка родовспоможения не божественная/сатаны рука, а человеческая. Но и вытащили с того света люди врачи реаниматоры. По логике твоей не стоило принимать услуг реанимации, а только молиться. Или после того, как всё хорошо разрешилось, "покрестить дочку в врача", когда вырастет, конечно, что я, так понимаю, ещё не поздно. Я к тому, что ты действительно веришь, что помогли именно молитвы или молитвы+реанимация или всё же реанимация?
12:08 15.08.2009, Сима



Да какая может быть логика!!!!
Пусть все, что угодно, лишь бы выжил!!!

16:16 15.08.2009, Ларс



Действительно верю. Я верю, что Он может, и поэтому хотела, чтобы мой ребенок был под Его защитой.
12:15 15.08.2009, Ларс



у меня очень похожие аргументы
05:28 15.08.2009, mother goose



ох, Антон, больная тема. Савка не крещеный, и я устала отбиваться от всех родственников. их главный аргумент — тебе что, жалко? А мне почему-то кажется, что это насилие над ребенком. По крайней мере, когда меня крестили в детстве, я это восприняла именно так. В общем, сейчас у меня налицо какая-то психологическая проблема, связанная с христианством, и я проецирую ее на ребенка:(Но, кстати, чем он старше, тем мне менее страшно его крестить. кажется, что это все более формальная процедура, для родственников.
Религия — опасная тема для публичных обсуждений, тут имхо каждый за себя решает, и не разумом. Я высказалась, потому что у меня это больное место.

02:27 15.08.2009, Lesley



Как это решать не разумом? А чем тогда?
06:58 15.08.2009, Сима



есть вера. тем, кто верит, не нужны аргументы, а тому, кому не хватает веры, нужны аргументы и разумные доводы…коих сложно найти
07:25 15.08.2009, ter4ik



Антон, опередил меня! неделю собираюсь поднять эту тему, тоже не решалась :)). мы не крещеные, не могу объяснить почему. когда Леська была маленькая, мы вроде собирались, но как только подходило к крещению,что-то случалось — то она заболевала, то обстоятельства резко менялись, короче не складывалось. активно верующие убеждали,что это все темные силы мешают, и надо крестить несмотря ни на что…но мне как-то диковато… я не вижу особенного насилия в этом, но мне многое непонятно, а потому как-то некомфортно. меня подруга пригласила быть крестной ее сына и я стала поднимать литературу по этому поводу, и окончательно запуталась. я была жутко удивлена,что разные священники по разному трактуют различные правила церковные…одни и те же правила… слишком много противоречий для меня. слишком много логических несостыковок… а когда я не понимаю, мне сложно принять…
опять же это вопрос веры…
кстати, интересно, что в "азбуке веры" возраст ребенка для крещения описывается не как 40й день.как обычно везде пишут, а для девочек ближе к 3м годам, а мальчикам можно и позже… в более раннем возрасте надо крестить больных детей или детей, которым грозит смерть…

04:58 15.08.2009, ter4ik



lesly вы не одна такая,у нас всё тож самое,меня упрекают,а мы ни как не соберемся пройти обряд…у нас мотивов за и против нет,планируем позже,а вот когда сами не знаем,может оставим выбор за ребенком.меня кстати крестили в 4 года, а муж уже сознательно в года 23…
02:39 15.08.2009, ElenaM



Если нет за и против, то для чего?
06:54 15.08.2009, Сима



так и пишу что может оставим выбор за ним, если не найдем перевеса в сторону да, то ребенок сам будет выбирать когда ,зачем и надо ли вообще ему крестится.
07:05 15.08.2009, ElenaM



Я принимала крещение сознательно в 18.5 лет. Но я не православная :)
В детстве же, родители пришли со мной к священнику попросить для дитя благословения.

Мне кажется это правильным.

Брат крестился в православие в 25, кажется, лет. Сознательно, по велению сердца :).

02:48 15.08.2009, Tatyana



Пока нет ни одного аргумента, кроме как: родственники настояли, а я типа думаю может для них? Общественное мнение? Вон Путин с Медведевым на рождество какие красивые на Крапоткинской стоят? Что значит сознательно пришёл? Ушёл после обряда в монастырь? Стал ежедневно истово молиться? Раздал накопленное ближним приходам?
По мне, так это рядом с размещением полиграфического иконостаса в машине на панели. Как можно сознательно прийти, через что? Почему, как правило, через горе, трудности и страдание? Почему не через радость?
Я не связываю чувство веры с тем, что сейчас происходит в РПЦ и иже с ними. Это чистой воды политика. Хлеба и зрелищ для дикого необразованного народа. Сирыми легче управлять. Это для тех, кто не ведётся на аншлаги и квэны. Поколению клинского, понятно, не до этого. Это просто метод влияния на другую группу населения. Но, что этот обряд для вас? Поверьте, это не только красивая церемония, это много больше. И можно сильно испугаться, узнав, что это больше.

В связи со скандалом про часы патриарха понравилось мнение:
А может быть это и хорошо, что наш патриарх так любит все эти бирюльки — часики и мигалочки.
Это просто, понятно и предсказумо.
Зато он не религиозный фанатик.
А это дорогого стоит

06:51 15.08.2009, Сима



Что касается Путина с Медведевым, то они как авторитетные люди создают своего рода моду на православие, для кого-то она так и останется модой, а для некоторых будет реальным смыслом жизни. Интересные размышления по поводу значения православия можно найти в книге (автор которой не раскрывает своего имени) "Проект Россия". Так вот там сказано, что православие — исторический фундамент России. Очень хорошо там раскрывается Ваша мысль о диком необразованном народе, желающим panem et circenses.
А вообще каждый выбирает для себя сам, что такое вера. Для кого-то — это патриарх, для кого-то — хождение в церковь, для третьих — вера в душе со всеми вытекающими из этого делами и поступками и мне кажется, что для этого необязательно надо свершать обряд крещения. И еще приходит в голову такая мысль, что вера наподобие ориентира, который определяет направление человека по жизни.

08:48 15.08.2009, Инна



Работа над ошибками:)) — ОНО так и останется
08:49 15.08.2009, Инна



Не для дискуссии — крестила своих обоих детишек в раннем младенчестве не из-за глубоких религиозных побуждений. просто хотелось ангела-хранителя своим детям. мне так за них спокойнее.
23:40 15.08.2009, Murka



Крестик никто из них не носили не носит, так же как и мы с мужем, так же крещенные в детстве.
00:01 16.08.2009, Murka



А я дочку крестила почти в год. Муж был против (он истинный атеист). Маша крестик носит, я свой тоже ношу.
В вопросе "зачем" мне импонирует позиция Натальи Дмитриевны Солженицыной. На вопрос зачем вы крестили своих детей маленькими, она ответила, что Господь послал нам это маленькое чудо. И как же нам утаить его от Него?
Нахожу это и логичным, и эмоциональным ответом.

04:13 19.08.2009, dorotheja



Если ваш господь, а не муж-истиный -атеист послал вам ребёнка, ответ, как аргумент принят. Ну и слушать потому надо не супруга, что он смыслит в высоком, а вдову столпа нравственности, автора архипелага. С таким моральным авторитетом не поспоришь.
07:01 19.08.2009, Сима