+7 985 921-74-72
Быть женщиной. Возрождение традиции.




У вас незнакомое лицо. Попробуйте ввести пароль или зарегистрируйтесь.



Главная / Психология и психотерапия / Взаимоотношения с детьми и воспитание / Мама, я боюсь людей.


А у меня тоже вопрос про страхи. На днях гуляем на площадке, нам 4 годика и Никитка заявляет: "Мама, я боюсь людей.» Поотвечал на мои вопросы, оказалось боится всех, и взрослых, и малышей, больших деток, потому что бегают и могут задеть, а маленьких, потому что отнимают игрушки, взрослых дядей и тетей потому что они большие. Знакомых и друзей не боится. И я до этого замечала, что если кучка деток что-то делают, на песке, скажем, что-то строят, то он меня за ручку и вместе идем-один боится, игрушки, когда отнимают, сильно не сопротивляется, отдаст, а потом ко мне, типа не хотел отдавать, но отдал. Объясняю ему, что если не хочешь свою игрушку отдавать-держи крепко и говори, не могу дать, хочу играть сам, моя игрушка. Везде сопровождаю по его просьбе, если ему надо влиться в новые компании. Я сама, конечно, такой же человечек, в новых компаниях чувствую себя неуютно, тревожно. Еще сейчас с ним разговариваем о том, как вести себя, если кто конфетку предложит или если кто в дверь позвонит-что делать в таких случаях, не скрываю в общем уже, что есть люди недобрые, типа лисы лечеи-плачеи из сказок. Может это тоже повлияло. Ну вопрос в том, как еще помочь малышу справиться со страхом нового общения.
00:23 10.08.2012, sever75



Можно показывать мультфильмы с бойкими и смелыми героями. Например, в Смешариках это Заяц, в Винипухе американском это Тигра. Если он полюбит этих героев, сможет с ними идентифицироваться, станет чувствовать себя комфортнее. Можно рисовать этого зайца и Тигру, можно купить ему их. Можно сделать их конструктора. И можно с этими игрушками играть в героев этих мультфильмов. А потом с этими же героями проигрывать ситуации на детской площадке: У Тигры отнимают игрушку, что он будет делать?
Наверное, нужно разрешить ему драться, толкаться, вместе играть в драчливые и толкательные игры. В Москве есть Мягкая школа (поищите в Интернете). Там дети активно друг с другом мутузятся, там их собственно этому учат.
Ну и Вам бы, наверное, было бы полезно избавиться от своей неуверенности, походив к психотерапевту. Ваши внутренние запреты на здоровую агрессию передаются ребенку независимо от Ваших желаний.
И я бы не запугивал ребенка страшными взрослыми, которые могут дать отравленную конфету.

12:30 11.08.2012, * ИгорьГожий



Игорь, спасибо большое! А мы ходим в МШ, уже годик отходили, сейчас каникулы.:) Я про Мш от вас тут на форуме и узнала вроде, нашла рядом с нами занятия эти.

А у меня вопрос, а как же быть тогда, про конфеты и взрослых. Получается, что прямым текстом лучше не рассказывать? Завуалировать в сказке, которую самой придумывать, так что ли? Или в игре, с героями? Ну у нас была прям ситуация такая-на площадку пришел мужчина с рафаэлками и стал от доброй души всех угощать, ну я тут же и малышу своему тогда и объяснила почему мы не взяли, мы не знаем этого дядю, да и может конфеты некачественные. Ну и вот тоже история была в деревне реальная — у нас фото вывесили убийцы, недалеко от нашей деревни случилось. А деть наш убежит со двора — а я просто в ужас впадала, тогда сказала просто не убегать, канавы там всякие типа за воротами, свалиться можно, давай лучше с мамой там ходить. Или что в лес одному нельзя. Ну как вот такие ситуации прорабатывать?

04:42 13.08.2012, sever75



В жизни много опасностей, и мы обо всех этих опасностях рассказываем детям. Мы рассказываем, как переходить дорогу с машинами, и что машины опасны, и как пользоваться розетками, и что электричество опасно, и что опасно лазить по деревьям и надо это делать осторожно, и что молнии опасны, и не надо в грозу стоять под одиноким высоким деревом и т. д. Об одних опасностях мы рассказываем более спокойно, а о других более встревожено, так как сами к каким-то опасностям относимся с большим страхом. Вот эта наша встревоженность чувствуется ребенком, и ребенок приобретает нашу тревожность в специфических ситуациях: кто-то начинает бояться собак, кто-то машин, а кто-то людей. Вы можете обратить внимание, как отличается ваше поведение, когда Вы рассказываете о том, что опасно, но не вызывает у Вас особого страха, и о том, что опасно и чего Вы сами боитесь. Возможно, сможете взять за модель то свое поведение, которое предупреждает ребенка, но не запугивает его. Возможно, этого недостаточно, и Вам придется исследовать причины своей собственной запуганности: что было у Вас с незнакомыми людьми? Сталкивались ли Вы с опасностью со стороны незнакомых людей, и что происходило с Вами? Вас запугивали Ваши родители? Что было в их истории? Кто-то из них сталкивался с убийством, с нападением? Это их травма, после которой они стали опасаться людей? Когда истоки тревоги понятны, можно находить больше мужества в себе, чтобы жить, несмотря на эти реальные опасности. Я имею в виду ситуацию, когда под смелостью (мужеством) понимают не отсутствие страха, а способность действовать, чувствуя страх. Такая позиция может помочь говорить с ребенком о том, что Вы боитесь сами (незнакомых людей) более уравновешенно, так же уравновешенно, как ВЫ говорите о тех опасностях, о которых знаете, но не боитесь.
01:13 18.08.2012, * ИгорьГожий



Игорь, за час до отъезда в деревню прочитала Ваш ответ, спасибо большое, потому что когда мы там жили, я этот ответ вспоминала и мне очень было приятно чувствовать себя смелой в каких-то ситуациях :) Конечно, мне уже 37 лет как надо к психологу, но узнала я об этом только, когда малыш родился. Я даже Вам писала и уже почти собралась ехать на встречу, но муж уволился и много месяцев у нас нет финансовой возможности. А к бесплатным психологам пока не готова идти.
10:41 06.09.2012, sever75



Рад, что оказался полезен. Над вопросами можете подумать без психолога. Сможете отыскать причину собственных страхов, будет легче проявлять мужество.
02:16 08.09.2012, * ИгорьГожий